Схема анализа урока

Цель института - подготовка высококвалифицированных специалистов  теологии, для работы в области науки, образования, государственного управления.


СХЕМА ОТЧЕТА СТУДЕНТА ПРАКТИКАНТА

1. Общие сведения о классе.
а) состав класса;
б) сведения об учениках, требующих повышенного внимания (сиротах, инвалидах, больных, с больным родителями, негативной активности);
в) сведения об учениках, продвинутых в интеллектуальном, физическом развитии;
2. успеваемость и дисциплинированность класса.
а) направления активности классного коллектива (к спорту, к наукам, к техническому, литературному или изобразительному творчеству);
б) успеваемость класса в предшествующие годы;
в) успеваемость класса за последний учебный год, семестр, четверть;
г) состояние успеваемости по предметам, равномерность на протяжении четверти.
д) уровень общего развития  учащихся,  объем и основательность знаний.
е) отношение учащихся к учебе: внимательность  и старательность на разных уроках, систематичность выполнения домашних заданий, навыки самостоятельной работы, интерес к творческим  вопросам.
ж) анализ состояния, указание причин, выводы и предложения.
3. Идейная направленность и моральные качества учащихся.
а) уровень сформированности нравственных норм, понимание  общественных и природных явлений (антирелигиозное или другие отрицательные взгляды, отношение к культуре собственного народа и других народов, бытовым предрассудками и т.п.).
б) идеалы учащихся, их интерес к общественно-политической жизни страны и участие в ней;
в) широта и устойчивость интересов;
г) профессиональная направленность учащихся.  

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ УЧЕНИКА И СОСТАВЛЕНИЕ ЕГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ

1. Общие сведения об ученике: фамилия, возраст, класс, продолжительность обучения в данной школе, прежнее место учебы. Состояние здоровья ученика (по данным школьного врача).
2. Условия жизни ученика в семье: режим дня, участие в домашнем труде, взаимоотношения с родными. Что в семейных условиях способствует или мешает обучению и воспитанию ученика.
3. Учебная деятельность ученика:
а) отношение к учению, труду; мотивы учения;
б) успеваемость по отдельным предметам; как учился в предыдущих классах; причина не успеваемости, если они есть;
в) способности к обучению особенности восприятия, понимания, запоминания учебного материала; навыки самостоятельной работы;
г) умственное развитие ученика; кругозор, основательность знаний, начитанность, развитие мышления, сообразительность, логичность, самостоятельность мышления, развитие логической памяти, культура речи, богатство словаря, чистота, грамматическая правильность речи;
д) широта и устойчивость интересов: познавательных, трудовых, читательских, художественных, музыкальных, спортивных и др.
4. Направленность личности ученика:
а) место ученика в коллективе, особенности поведения, инициативность, активность, общительность, принципиальность, ответственность, чуткость и т.д.;
б) проявление дружбы и товарищества;
в) интерес к общественно-политической жизни в нашей стране и за рубежом;
г) убеждения и идеалы ученика; отношение к общественным поручениям.
5. Индивидуальные психолого-педагогические особенности.
а) особенности темперамента: подвижность, возбудимость, уравновешенность, преобладающее настроение;
б) качества характера (волевые, интеллектуальные, моральные): целеустремленность, самостоятельность, честность, правдивость, искренность, самокритичность, добросовестность и др;
в) положительные или отрицательные проявления в отношении ученика к другим людям, к себе,  к труду;
г) культурные и гигиенические привычки: вежливость, аккуратность и т.д.
6. Общие выводы:
а) наиболее характерные особенности ученика, которые следует учитывать при индивидуальном подходе к нему;
б) первоочередные педагогические воздействия, необходимые для улучшения, развития и воспитания ребенка.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА

1.Общая характеристика урока
а) подготовленность студента к уроку, отбор и подготовка технических средств обеспечения урока и дидактического материала;
б) научный уровень урока; осуществления учебных и воспитательных задач;
в) достижение намеченной цели урока;
г) уровень сформированности и педагогических навыков практиканта;  умение организовать работу класса;
2. Характеристика основных этапов урока
1) Организация класса (готовность учащихся к работе, экономное расходование времени на начало работы, обеспеченность необходимыми пособиями, техническими средствами обучения и др.).
2) Проверка (устная)  знаний, умений, навыков:
а) правильность формирования вопросов, их последовательность; вопросы на повторение изучаемого материала;
б) характеристика ответов учащихся (глубина, достоверность знаний, умение их применять, прочность навыков, умение использовать наглядные пособия, речь учащихся);
в) анализ исправления ошибок, неточностей в ответах учащихся;
г) активность класса, группы в процессе опроса и приемы их активизации;
д) правильность оценки ответов учащихся и умение ее мотивировать;
е) умения студента делать выводы (подводит итоги) в конце опроса;
3) изложение студентами-практикантами нового материала;
а) подготовка учащихся к восприятию нового материала, повторение изученного материала, связанного с новым материалом, объяснение практического значения новых знаний, ознакомление с темой и планом урока, мобилизация внимания, постановка перед учащимися практического задания и др.;
б) научность изложенного материала (соответствие избранных методов, целей урока характеру материала, уровню развития учащихся, логичность, последовательность, насыщенность фактами, глубина анализа фактов); специальные приемы, использование для обеспечения осмысления учащимися нового материала с целью развития умения обобщать фактический материал (сравнение, анализ и синтез, конкретизация материала и др.); правильность применение наглядности (современная демонстрация, выделение и подчеркивание основного, четкое объяснение и поддержание внимания); формулировка понятий, выводов (их правильность, четкость, убедительность и обоснованность); разнообразие методов и приемов объяснение его.
4) Закрепление новых знаний:
а) место закрепления на занятии (параллельное закрепление или последовательное, правильный выбор места его на занятии), доступность его;
б) методы и приемы закрепления нового;
в) проверка осмысленности учащимися фактов и выводов (умение поставить основные вопросы, выполнение  практических работ, применение наглядности);
г) обеспечение активности во время закрепления, работа с отстающими учениками;
д) усвоение учащимися основной части учебного материала;
е) выводы по изученной теме.
5) Домашнее задание:
Своевременное разъяснение задания, характер и объем его, правильность, инструктивные указания по выполнению, показ способа выполнения, подготовленность  учащихся к выполнению задания всем ходом занятия.